Художник по свету Леонид Познянский рассказал L.S.N. о концерте Елены Ваенги.

Мы живем в очень стремительно меняющемся, но при этом циклично развивающемся мире. И даже концепции шоу, если проанализировать их через вереницу лет, покажут нам интересную тенденцию. Не так уж далеко в прошлое ушли те времена, когда светодиодные видеоэкраны начали делать первые шаги на большую сцену и проекты с их участием можно было по пальцам пересчитать. Потом наступил бум, светодиодные экраны стали общедоступны, и сегодня уже наперечет шоу, которые обходятся без них. И такие шоу ведь нисколько не теряются, а порой и выигрывают по яркости и креативности.

Январскую ленту новостей в социальных сетях взбудоражили фото и видео с концерта Елены Ваенги, где была собрана целая стена света. Но какого света! Мы увидели максимальную концентрацию именно креативных приборов, которые определенно напишут еще не одну яркую главу в книге шоу-индустрии. Как здесь было не обратиться за комментариями к первому лицу — художнику по свету Леониду Познянскому, представившему целую россыпь оригинальных решений немецкой компании GLP в одном шоу.

 

L.S.N.: Настоящее «пиршество» приборов GLP на одной сцене — это признание заслуг немецкой компании в производстве световых решений или просто так совпало?

Л. П.: Однозначно — да, это признание креативности и непохожести на другие приборы изобретений компании GLP. В этом проекте мне была поставлена задача сделать шоу только на световых решениях, без использования светодиодных экранов. Конечно, в этом случае мне нужно было разнообразие. Его как раз и предлагает оборудование GLP. Я прекрасно знаю, какие приборы этой фирмы есть в парке прокатной компании Laser-Kinetics, что они могут предложить. Поэтому картинка будущего шоу практически сразу сложилась в голове. Я открыл компьютер, и буквально за час будущий сетап был уже готов.

 

  

 

L.S.N.: Выступления Елены Ваенги, которые нам доводилось видеть, чаще сопровождаются скорее классическим освещением. В этом концерте креатив полностью перетягивает одеяло на себя. Это было пожелание артистки или ваша инициатива?

Л. П.: Артистка даже не предполагала, что будет на сцене. Кроме одного момента, пожалуй: в шоу не будет никаких экранов, будет только свет. Но какой свет и как это будет реализовано, оставалось для нее неизвестно. Да и, думаю, если бы я попробовал об этом ей рассказать на словах, это дало бы очень мало представления о том, что реально будет на сцене. Тем не менее финальный результат, как мне кажется, понравился и ей, и зрителю.

 

L.S.N.: Были ли у артистки какие-либо пожелания, требования, помимо «без экранов», которые нужно было обязательно учесть и воплотить?

Л. П.: Главное требование — чтобы было красиво в кадре. Мне кажется, что все последние разработки GLP полностью отвечают этому требованию. При разработке светового концепта шоу, на котором предполагается съемка для DVD или для эфира, я учитываю не только то, что будут видеть зрители в зале, но и что увидят телезрители, смотрящие шоу по телевизору. Экран предлагает ведь иное зрелище: обычно это господство крупных планов — артистка, музыканты, бэк-вокал и то, что за ними. Когда на сцене висят светодиодные экраны — все просто. В кадр попадает часть изображения с этих экранов. Но если у вас на сцене присутствует только свет, то здесь уже по-другому смотришь на развес и эффекты. Приборы нужно разместить так, чтобы они как бы невзначай служили фоном для снимаемых персонажей. В этой роли мне как раз очень понравились модули KNV. Необычное расположение цветных маленьких светодиодов, креативные макросы, превращающие квадратные приборы в кольца или 4-ламповый блайндер… А управляемые попиксельно белые диоды позволяют в общей картинке получить звездное небо. И это только один вариант использования KNV. То, что разработчики предусмотрели различные возможности соединения приборов друг с другом и создания разнообразных, ни на что не похожих конструкций, на ближайшие год-два однозначно обеспечит нас пространством для креатива.

 

L.S.N.: Правильно ли мы понимаем, что это был первый ваш проект с использованием KNV?

Л. П.: Я почти год уговаривал многие прокатные световые компании приобрести в свой парк эти приборы. И мои ожидания в их отношении оправдались на все сто! Эти приборы очень красиво выглядят в кадре. А при моей работе это очень важно. Не менее важно также и то, что при минимальной яркости диоды не стробят на камере. Пока я поработал с ними только в 40-канальном моде, и этого было достаточно. Когда в проектах будут задействоваться более глобальные конструкции, буду пробовать максимальный режим. Еще у этих приборов очень интересные макросы и крайне яркий белый диод. При вспышке 81 прибора белым цветом эффект был впечатляющим. На данном шоу, конечно, в таких вспышках не было необходимости, но, думаю, на каком-нибудь рок-фестивале или дискотеке это будет вполне уместно. В общем, буду дальше пробовать использовать все возможности.

 

L.S.N.: Многие в индустрии отметили, что отсутствие экранов с головой компенсировала масса визуальных эффектов. Что вас привлекает в таком подходе, когда надо отказаться от стандартных видеоинструментов?

Л. П.: Это самый частый комментарий к этому концерту. Я даже не ожидал количества вопросов типа «А как вы решились сделать шоу без экранов?» Честно, предложению отказаться от экранов только обрадовался. И, как уже говорил выше, долго не думал, какие приборы использовать. X4 Bar 20, JDC1, KNV, X4 atom… При элементарном, самом простом расположении эти приборы дали возможность воспроизводить разнообразные состояния пространства сцены.

 

L.S.N.: Следующий вопрос — о самых лучших, по вашим словам, светодиодных стробоскопах, JDC1. Помнится, вы говорили, что в целом, будь их в России больше, вы использовали бы их больше. Количество, которое есть сейчас, — достаточное или можно еще больше? На концерте Елены Ваенги в каких режимах использовались эти приборы и как вы сочетали их с эффектами от KNV?

Л. П.: Конечно же, стараюсь использовать их как можно больше. Единственное, что меня обычно останавливает, — отсутствие большого бюджета мероприятий. На концерте Елены Ваенги JDC1 работали в очень хорошем тандеме со своими «компаньонами». Я их использовал и как просто стробоскопы, и как цветные вспышки, и как архитектурные элементы, одновременно включая все приборы. В целом развес был очень простой: за торцы фермы с интервалами 1,8 м были закреплены impression X4 Bar 20, под ними — MAC Viper Profile, между ними — восемь KNV Cube, также с интервалом 1,8 м. На следующей линейке за торцы фермы были закреплены уже восемь X4 Bar 20 через каждые 1,8 м, под ними снова MAC Viper Profile, а между ними — девять KNV Cube через каждые 1,8 м. Чередуя два типа линеек через каждые 1,5 м, мы собрали световую стену (всего шесть горизонтальных линий). Дополнительно разместили внизу на штативах 12 кластеров из 12 компактных приборов X4 atom каждый.

 

L.S.N.: Какие функции взяли на себя X4 Bar 20 и опять же как вы сочетали их работу с KNV, вместе с которыми они выстраивались в горизонтальные линии?

Л. П.: Задач у X4 Bar 20 было несколько: создание цветного фона — с одной стороны, горизонтальные световые полосы — с другой стороны, различные эффекты — с третьей. Прибор уникальный! С его помощью можно легко разрезать пространство.

 

  

 

L.S.N.: Хочется спросить про эффект, прозванный в индустрии с чьей-то легкой руки «шатай дом». Помнится, в прошлом году во Франкфурте после шоу PRG все сошлись во мнении, что теперь мы часто его будем видеть в тех или иных вариациях. Как часто вы задействуете его в своих проектах? И как он был реализован именно на концерте Елены Ваенги?

Л. П.: Этот эффект, безусловно, впечатлил всех, кого я знаю из посетителей выставки. Ни о чем я не слышал так часто при рассказах о PLS 2018, как об этом «шатай доме». Конечно, первым делом, как вернулся в Москву, начал пробовать повторить. Но единственной возможностью, где мне удалось оправданно использовать этот эффект, стали съемки проекта «Песни на ТНТ». Больше пока нигде не получалось. Да и потом… слишком уж он узнаваемый! А это значит, всегда будет повод напомнить, откуда я его позаимствовал. В Кремле мы этот эффект включали только для съемки видео в свою коллекцию. На концерте я его не использовал.

 

L.S.N.: Может быть, есть еще какие-либо детали, истории, связанные с этим проектом, о которых мы не догадались спросить?

Л. П.: Про свет могу говорить долго, и деталей всегда будет много. Есть момент, на который тем не менее хотел бы обратить внимание. У меня на площадке было много креативных приборов. И здесь надо отдать должное разработчикам GLP — они грамотно продумали управление своими решениями. В нашей стране шоу, в основной своей массе, создаются без предварительного программирования. И когда у тебя грамотно разработанный профиль управления, и к тому же есть различные макросы, удобные и интуитивно понятные, прописывание эффектов осуществляется легко и быстро. И конечно, внесение изменений во время шоу тоже не составляет особых проблем.

 

Интервью из журнала Light.Sound.News №2 (62), март-апрель 2019, https://lightsoundnews.ru/kartinka-budushhego-shou-prakticheski-srazu-slozhilas-hudozhnik-po-svetu-leonid-poznyanskij-o-kontserte-eleny-vaengi/

 

  • Udo Kuenzler Left And Michael Feldmann Right2
  • Udo Kuenzler Left And Michael Feldmann Right2
  • Udo Kuenzler Left And Michael Feldmann Right2
  • Udo Kuenzler Left And Michael Feldmann Right2
  • Udo Kuenzler Left And Michael Feldmann Right2

Поделиться

Поделиться